ФАНТАСТИКА

ДЕТЕКТИВЫ И БОЕВИКИ

ПРОЗА

ЛЮБОВНЫЕ РОМАНЫ

ПРИКЛЮЧЕНИЯ

ДЕТСКИЕ КНИГИ

ПОЭЗИЯ, ДРАМАТУРГИЯ

НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ

ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ

СПРАВОЧНИКИ

ЮМОР

ДОМ, СЕМЬЯ

РЕЛИГИЯ

ДЕЛОВАЯ ЛИТЕРАТУРА

Последние отзывы

Королевство грез

Очень скучно >>>>>

Влюбленная вдова

Где-то на 15 странице поняла, что это полная хрень, но, с упорством мазохостки продолжала читать "это" аж до 94... >>>>>

Любовная терапия

Не дочитала.... все ждала когда что то начнётся... не понравилось >>>>>

Раз и навсегда

Не понравился. Банально, предсказуемо, просто неинтересно читать - нет изюминки. Не понимаю восторженных отзывов... >>>>>

Легенда о седьмой деве

Очень интересно >>>>>




  1  

Валерий Гитин

ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ БЕЗ КОМПЛЕКСОВ И СТЕРЕОТИПОВ

Том 2

Ренессанс, или Возрождение

Хоть вилами гони Природу, а она все-таки постоянно возвращается.

Квинт Гораций Флакк

Эта эпоха ассоциируется с пышнотелыми девицами на потемневших полотнах в золоченых рамах, с наглыми сексуальными авантюрами персонажей Джованни Боккаччо, с первооткрывателем Америки Кристофором Колумбом, со знаменитым пиратом Френсисом Дрейком и скромным актером и драматургом Уильямом Шекспиром, с лютеранством, кальвинизмом, иезуитами, грозным кардиналом Ришелье, блистательным королем Людовиком XIV, великим Леонардо да Винчи и многими другими людьми такого уровня незаурядности, что всякая иная эпоха попросту блекнет и стыдливо сворачивается в трубочку при одном лишь упоминании о Ренессансе…

Так называется идеологическое и культурное течение, зародившееся в Италии середины XIV века. Это было безусловно прогрессивное движение сопротивления дремучему средневековому феодализму и церковному мракобесию, проникшему во все сферы бытия.

Эпоха возрождения естественных жизненных приоритетов, характерных для древней Греции и Рима, эпоха освобождения от насаждаемого Церковью противоестественного аскетизма, эпоха буйства красок, форм и страстей, вырвавшихся из-под тяжкого гнета.

Оказалось, что вырваться из-под гнета не так уж сложно при наличии необходимой степени внутренней свободы. Конечно, такую свободу нельзя купить, как нельзя получить в подарок, но пробудить ее, дремлющую, приободрить ее, растерянную, а затем распахнуть перед ней дверь в мир раскрепощенного естества и осязаемой, многоцветной, терпкой, как вино, жизни…

Ф. Буше. Изящный поворот

Все не так уж сложно при наличии здорового начала.

Это здоровое начало присутствует в человеке независимо от внешних условий, от государственного устройства или системы общественных связей. Конечно, не в каждом из людей, но и не настолько редко, как это хотят преподнести некоторые субъекты, претендующие на исключительность, исходя из совершенно несостоятельного группового принципа.

Здоровое начало, как и здравый смысл, — понятие строго индивидуальное, что бы и кто бы ни говорил о коллективном сознании, эгрегорах и т.п., однако оно, несомненно, имеет черты, характерные для каждой конкретной эпохи.

Чтобы постичь эти черты, прежде всего следует обратиться к философии той неповторимой поры…

КСТАТИ:

«Философия есть современная ей эпоха, постигнутая в мышлении»

Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Брожение умов

Философия во все времена играла роль некоего рентгеновского аппарата, лучи которого проникают в глубинную суть явлений и выявляют закономерности взаимодействия всех начал и всех противоположностей — в Природе, в характере человека и в общении его с себе подобными, отвечая на бесчисленные «почему?» и «зачем?».

Каждая эпоха имеет своих философов, которые с объективностью врачевателей ставят ей свои диагнозы — иногда в виде обширных трактатов, иногда — какой-нибудь одной будто бы случайно оброненной фразой.

Впрочем, в философии, как и в жизни, не бывает ничего случайного…

Характернейший персонаж эпохи — итальянский философ Ник коло Макиавелли (1469—1527 гг.). Этот образ имеет традиционно зловещий оттенок из-за одной его крылатой фразы, ставшей девизом иезуитов: «Цель оправдывает средства». Собственно, в этой фразе содержался не столько призыв действовать определенным образом, сколько констатация существующего с незапамятных времен положения вещей, однако на Макиавелли всегда ссылались как на желчного мизантропа, вооружившего негодяев всех времен и народов таким вот руководством к действию.

КСТАТИ:

Эта мысль была сформулирована как программа лишь через 120 лет после Макиавелли священником-иезуитом Германом Бузенбаумом в сочинении «Основы морального богословия», где утверждалось: «Кому дозволена цель, тому дозволены и средства».

В начале XIX века подобную мысль выскажет Наполеон: «Нет путей к победе, есть только победа!»

Что же до совершенно беспринципного XX столетия, равно как и начала XXI, то нет, пожалуй, девиза, характеризующего это время наилучшим образом.

Более или менее образованные обыватели в связи с именем этого философа могут припомнить мудреный термин «макиавеллизм» — некий синоним политической беспринципности, вероломной интриги и морального беспредела, хотя сам философ ничего подобного не пропагандировал, а лишь отмечал то, что наблюдал вокруг себя, пребывая с 1498-го по 1512 год на государственной службе в своей республике Флоренции.

  1