ФАНТАСТИКА

ДЕТЕКТИВЫ И БОЕВИКИ

ПРОЗА

ЛЮБОВНЫЕ РОМАНЫ

ПРИКЛЮЧЕНИЯ

ДЕТСКИЕ КНИГИ

ПОЭЗИЯ, ДРАМАТУРГИЯ

НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ

ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ

СПРАВОЧНИКИ

ЮМОР

ДОМ, СЕМЬЯ

РЕЛИГИЯ

ДЕЛОВАЯ ЛИТЕРАТУРА

Последние отзывы

Королевство грез

Очень скучно >>>>>

Влюбленная вдова

Где-то на 15 странице поняла, что это полная хрень, но, с упорством мазохостки продолжала читать "это" аж до 94... >>>>>

Любовная терапия

Не дочитала.... все ждала когда что то начнётся... не понравилось >>>>>

Раз и навсегда

Не понравился. Банально, предсказуемо, просто неинтересно читать - нет изюминки. Не понимаю восторженных отзывов... >>>>>

Легенда о седьмой деве

Очень интересно >>>>>




  1  

Вера Николаевна Куликова

Постный стол

Введение

В православии четыре многодневных поста: Великий, Петров, Успенский и Рождественский.

Самый длинный – сорокадневный Великий пост, который появился в память о посте Иисуса Христа, готовившегося проповедовать свое учение о спасении. Сроки Великого поста меняются ежегодно и зависят от времени прихода Пасхи. К нему примыкает Страстная седмица, неделя, во время которой случились главные евангельские события и смерть на кресте Иисуса Христа. Завершается Страстная седмица Пасхой – Воскресением Христовым.

Великий пост – самый строгий из многодневных постов. Особой строгостью отличаются его первая и последняя недели. В Великий пост запрещено есть яйца, мясные и молочные продукты, а рыбные блюда разрешено употреблять в пищу только дважды – в праздники Благовещения и Вербное воскресенье, кроме того, в Лазареву субботу верующим позволено вкушать рыбную икру. В субботние и воскресные дни постящиеся получают возможность «вкусить елей», в будни, кроме среды и пятницы, положена горячая пища без масла. Среда и пятница – дни сухоядения.

Почти так же строг и Успенский пост, однако он более короткий и длится всего 2 недели (с 14 по 27 августа). Он установлен в память о посте Пресвятой Богородицы в последние дни ее земного пути, которые она провела в молитвах за весь род человеческий. Во время Успенского поста по средам и пятницам также предписано сухоядение, по четвергам и вторникам разрешена горячая пища без масла, и лишь в субботу и воскресенье добавляется растительное масло.

Менее строг зимний Рождественский пост, однако он очень продолжительный и длится с 28 ноября по 6 января. До 2 января включительно по субботам, воскресеньям и большим праздникам (день Николая Чудотворца, день Андрея Первозванного) можно есть блюда из рыбы. В другие же дни по средам и пятницам положена только растительная пища без масла, а по вторникам и четвергам – с маслом. Окончанием Рождественского поста является сочельник, во время которого едят традиционное сочиво – вареную пшеницу или рис с медом и изюмом. Однако приступить к этой трапезе можно, только когда на небе появится первая звезда, а до этого времени верующие должны поститься: им разрешено лишь пить воду.

В память об учениках Спасителя установлен летний Петров (Апостольский) пост, начинающийся через неделю после праздника Троицы и заканчивающийся 12 июля, в канун дня памяти апостолов Петра и Павла. Во время этого поста разрешено растительное масло (кроме среды и пятницы), а по субботам и воскресеньям позволено есть рыбные блюда.

Кроме многодневных постов, есть еще и однодневные посты по средам и пятницам, соблюдающиеся в течение всего года, за исключением «сплошных» седмиц (святки, с 7 по 19 января; Масленица, Пасхальная неделя и др.). Существуют также особые дни, в которые следует удерживаться от скоромной пищи: Рождественский и Крещенский сочельник, день Усекновения главы Иоанна Предтечи, праздник Воздвижения Креста Господня.

Тем, кто решился поститься первый раз в жизни, рекомендуется внимательно отнестись к выбору продуктов питания. Очень важно учитывать особенности собственного организма, контролировать количество потребляемых калорий, витаминов и полноценных белков. Здоровому человеку пост в физическом смысле не принесет ничего кроме пользы, однако нужно не забывать, что пост – это не диета. По словам святого Иоанна Кронштадтского, пост – «это дарованная Богом возможность освобождения духовного существа человека через утеснение телесного». А святой Амвросий Оптинский указывал, что постящиеся христиане – «не телоубийцы, а страстоубийцы», иными словами, христианский пост – это ступенька к победе над страстями и пороками, а не средство для подрыва собственного здоровья. Это время, данное человеку для духовных размышлений, подведения итогов и разрешения конфликтов с близкими людьми, восстановления утраченных связей и самосовершенствования. Очищая организм от шлаков и вредных веществ, пост помогает очиститься и человеческой душе от всего несвойственного ей.

Существует четыре степени ограничений, которых придерживаются верующие во время поста. Так, самым строгим является сухоядение, которое по уставу положено по средам и пятницам в ходе Великого и Успенского постов. Термин «сухоядение» означает, что в этот день православные христиане должны включать в свой рацион только сырые, сушеные или соленые овощи, а также свежие или консервированные фрукты. Не запрещены хлеб и хлебобулочные изделия (за исключением сдобы), салаты без масла. В ряде епархий дозволены квас и печеные остывшие овощи. Последнее послабление введено потому, что желудки большинства современных людей плохо приспособлены к перевариванию сырых овощей.

  1